Viktoria Goekhan-Rotermel (muzima) wrote,
Viktoria Goekhan-Rotermel
muzima

Category:

Tim Burton - современный гений.

Tim Burton – определенно самый яркий и оригинальный режиссер Голливуда среди современников. Продюссер, который не смотря на нарушение всех правил съемки кино в Калифорнии, получает деньги и никогда не подводит вкладчиков. А так же художник, но не только в узком понятии иллюстратора. Художник, рисующий ни только мультфильмы и картины, но и фильмы, где чувствуется, что дережировал он кистью. Кистью эстетики, красоты и света, внедряющийся навсегда своими красками и продуманной подачей в наше сознание. О нем знают даже те, кто не считает нужным интересоваться именами режиссеров. Его фильмы запоминает каждый, впрочем так же как и каждый ассоциирует его с актером и его лучшим другом Johny Depp и с его спутницей Helena Bonham Carter, с которой они вместе с 2001 года.

Тим Бёртон создает кино. Кино на века. Его фильм это дверь в параллелный мир фантазии и всего возможного. Это перфекционистки отработанная игра актеров и продуманные характеры героев, до последней пуговки на их костюме и шнурочке на ботинках. Это игра теней и света. Это возможность в любую секунду нажать на паузу и увидеть совершенно выставленную в пропорции и освещении фотографию. Это поэзия утонувшая в визуальном мире цветов. Это видимые цитаты, которые можно считать с жестов и мимики актеров. Это Tim Burton!

Мое знакомство с ним началось с фильма «Edward Scissorhands» (1990). Да, тогда я была немосненно малявкой, но это единственный фильм, который я помню из раннего детства и очень впечатливший меня. Суть истории фильма, на ряду с готическими элементами, которые помогают возвысить и без того неординарный персонаж, заключается в расскрытии характера – аутсайдера. Социальный конфликт норм и заклишезированность общества по отношению к нестандартному, так же ярко отражены в другой готической картине «Sleepy Hollow», которая увидела свет проектора на холсте, девять лет спустя.

Роль аутсайдера знакома режиссеру не по наслышке. Детство гения прошло в пригороде Лос-Анджелеса, среди серых и угрюмых домов. В поисках иной действительности, Мистер Бертон удалялся в свои художественные миры. Так появился на свет его первый фильм «Vincent» (1984), в котором мальчик, утомленный однообразием солнца, прячется в своей укромной темной комнате, погружаясь в мечты о затуманненых улицах Лондона. Эта мечта осуществилась, Тим Бертон в свободное время от съемок живет в той самой холодной, затуманенной столице Англии.

В начале 80-х Тим Бертон работал художником в студии Диснея. Прошло более десяти лет до того как в 1994-м году вышел мультфильм «Nightmare Before Christmas», который Дисней в свое время не признал достойным внимания. Над картиной, выполненной в стоп-мошн технике так же работал режиссер Henry Selick. Второй стоп-мошн мультфильм о веселой загробной жизни «The Corps Bride» (2005) был снят в кооперации с режиссером Mike Johnson. Сам Бертон как-то заявил, что самое депрессивное время в его жизни приходится именно на период работы в Диснеи. Он не мог рисовать этих веселых пушистых зверюшек, его звери выглядили, как-будто их только что переехала машина.

Тематика аутсайдерства так же поднималась в другой из первых работ Бертона «Beetlejuice» (1988). Роль готической девушки, игнорированной родителями, сыграла Winona Ryder. Смена Point-of-view, из аукториальной в субъективную, от лица приведений в данном случае, в последствии стала одним из типичных элементов экранизаций Бертона.

Так же специфическими элементами стилизации картин гения являются предпочтительно мрачные, с повышенным контрастом кулиссы. Любовь к Film-Noir и раннему экспрессионизму тоже активно проявляют себя во многих картинах. «Sleepy Hollow» (1999) и «Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street» (2007) - яркие примеры мастерства визуализации красоты и эстетики ужаса.

Исключительно яркие сеттинги с солнечным, теплым освещением можно встретить в фильмах «Mars Attacks!» (1996) и «Big Fish» (2004). Но история первого, комично отражающая наивность масс и этаблированных клише, не оставляет в живых никого из «важных и дорогих» актеров, а нишу героя занимает простой мальчик аутсайдер. Потрясающая черная комедия! Во втором же случае, история главного героя – умирающего отца, с отдаленным взаимопониманием с его сыном, рассказанная в виде воспоминаний, на первый взгляд кажется сказкой. На второй тоже. Но с очень тонкой моралью, о необходимости абсурдных рассказов в серой реальности. Она пропитана нелюбовью к маленьким городкам Америки, тонущих в трясине клише и предвзятости.

На полочку с лэйблом «сказки» так же можно положить адаптацию «Charlie and the Chocolate Factory» (2005). С присыпью черного юмора и изысканной игрой Джони Деппа она становится ансамблем красоты внешнего и глубокой грусти внутреннего. К первому относится то, чего достиг главный герой – Вилли Вонка, а вот глубокая грусть – это от нехватки любви. Любви и тепла семьи. Маленький мальчик переворачивает восприятия и жизнь эпатажного Вилли Вонки. Первую экранизацию этой истории подарил свету в 1971 году Mel Stuart.

Мало кто не знает имя Тима Бертона благодаря его недавней работе «Alice in Wonderland» (2010). Это еще одна адаптация, теперь литературного произведения Луиса Кэррола, снятая в 3D технике. По-моему скромному мнению, можно было бы обойтись и без этого эффекта, я проверила. Но это случилось на момент ренессанса трехдимензионального кино, что Бертон конечно тоже принял во внимание. Кроме того, печально, что осознав давно свое несочетание с Диснеем, Бертон все-таки скооперировался с ними и это несмненно ярко выражено, компромиссы на холсте.

Еще большее разачарониве мне принесли «Dark Shadows», о нем я уже писала ранее. Эстетика фильма не отличается от привычного зрелища в Бертонкино. История тоже, пусть и не новая, но проработана хорошо, учитывая, что изначально это был сериал и он его адоптировал для фильма. Фигуры фильма хорошо проработаны. Актерский (привычный)ансамбль тоже никак не разачаровывает. Но где-то в этом фильме что-то упущено. Фильм оставляет впечатление попсового мэйнстрима. Дело не в музыке и стилизации гардероба. Юмор фильма не жуток и не тонок, он очевиден, нет это не плохо, но это ни так как у Бертона раньше. И что-то еще утеряно, а я к своему стыду не могу подобрать этому объяснения.

Но не все потеряно, это доказал, давно залежавшийся проект режиссера "Frankenweenie", вышедший на экраны в 2012 году. Фильм полон цитат и юмора. Снят в лучших традициях ужаса, комедии и фантастики. Любовь к деталям и здоровый юморок, на фоне душераздерающей заштопанной милахи собаки, которая конечно же спасет всех, а так же добрая мораль этой сказки не может никого оставить равнодушными. Профессионализм, аккуратность и несравненная эстетика Бертона наконец-то сново с нами! И не смотря на то, что история все-таки для детей, думаю, что взрослым этот фильм тоже доставит не малое удовольствие. Как впрочем и другие Бертонфильмы. Приятного просмотра!
Tags: кинематограф
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments